Ковинова Анастасия Владимировна, педагог-психолог, специалист по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Тел: 8(39538)25545; e-mail: bohan_bpu@mail.ru
Адрес: 669311, Иркутская область, п.Бохан, ул.Ленина, 46
Социально-психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инклюзивного образования
Социально-психологическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов опирается на федеральные законы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Целью социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов является — создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий для коррекции недостатков развития обучающихся, установление благоприятного морально-психологического климата, успешная адаптация и социализация.
Задачами социально-психологического сопровождения студентов ОВЗ и инвалидов является:
- Создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению студентов инвалидов и лиц с ОВЗ как субъекта социальной жизни;
- Создание условий для психологического комфорта и безопасности студентов с ОВЗ;
- Удовлетворение потребностей студентов с ОВЗ с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов, предупреждение и преодоления негативных явлений в семье, колледже, ближайшем окружении и других социумах;
- Защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие обучающимся лицам с ОВЗ в проблемных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов включает в себя следующее:
Педагог-психолог обеспечивает создание благоприятных условий для интеллектуального, социального и личностного развития обучающихся с учётом их возрастных и ограниченных возможностей здоровья посредством:
— коррекции и развития основных психических процессов (внимания, памяти, мышления);
— коррекции и развития познавательных и коммуникативных способностей;
— коррекции и развития эмоционально-волевой сферы;
— коррекции и развития личности;
— профилактика аддиктивного и отклоняющегося поведения;
— расширения социального опыта обучающихся с ОВЗ в специально организованных психолого-педагогических условиях.
Работа со студентами с ОВЗ и инвалидами осуществляется через индивидуальные и групповые занятия (беседы, круглый стол, тематические вечера) и вовлечения обучающихся в активное участие в мероприятиях разной направленности и уровня.
Работа с родителями студентов с ОВЗ включает в себя – психологическую поддержку семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением студентов с ОВЗ; консультативная и коррекционная работа по запросу семьи; профилактика личностной тревожности, эмоционального выгорания.
Работа с педагогическим коллективом, обучающихся студентов с ОВЗ осуществляется через психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ; консультативная и просветительская работа по направлениям: взаимодействие со студентами с ОВЗ; психологические особенности проблемных студентов.
Предполагаемый результат для студентов с ОВЗ: создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у обучающихся; создание условий для социализации их в обществе.
Предполагаемый результат для семьи, воспитывающей студента с ОВЗ: повышение психологической и педагогической компетентности родителей; систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.
Предполагаемый результат для педагогов колледжа: Повышение психологической компетентности педагогов;
Предполагаемый результат для образовательного учреждения: Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях образовательного процесса.
Условия приема инвалидов и лиц с ОВЗ для обучения в колледже
Согласно Порядку приема по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. №36 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.12.2015 г. №1456) и Правил приема в ГБПОУ ИО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова » в 2018 г.
1.3 Прием граждан в образовательное учреждение для получения среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе по личному заявлению граждан.
4.4 В заявлении поступающим указываются следующие обязательные сведения:
- фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии);
- дата рождения;
- реквизиты документа, удостоверяющего его личность, когда и кем выдан;
- сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании и (или) документе об образовании и о квалификации, его подтверждающем;
- специальность, для обучения по которой он планирует поступать в образовательную организацию, с указанием условий обучения и формы получения образования (в рамках контрольных цифр приема, мест по договорам об оказании платных образовательных услуг);
- нуждаемость в предоставлении общежития;
- необходимость создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ.
VI ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
6.1. Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6.2 При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Информация о сотрудниках ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова, прошедших повышение квалификации по темам, связанным с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ (за последние три года)
ФИО | Наименование программы | должность | Год прохождения курсовой подготовки |
Таряшинова Надежда Викторовна | Реализация адаптированных ОП СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Преподаватель информатики | 2016 |
Тарова Софья Петровна | Разработка и реализация адаптированных ОП СПО | Преподаватель педагогики | 2016 |
Бадагуева Анжелла Олеговна | Разработка и реализация адаптированных ОП СПО | Преподаватель технологии социальной работы | 2016 |
Романова Елена Николаевна | Разработка и реализация адаптированных ОП СПО | Преподаватель математики | 2016 |
Башланова Ирина Анатольевна | Профессиональная ориентация получения СПО инвалидов и лиц с ОВЗ с последующим трудоустройством | Преподаватель анатомии и физиологии | 2017 |
Дуринова Мария Ивановна | Профессиональная ориентация получения СПО инвалидов и лиц с ОВЗ с последующим трудоустройством | Преподаватель технологии социальной работы | 2017 |
Орноев Виталий Николаевич | Организация паспортизации объектов и услуг. Оценка состояния доступности, разработка управленческих решений | Преподаватель безопасности жизнедеятельности | 2017
|
Ковинова Анастасия Владимировна | Разработке модели профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидов | Преподаватель психологии | 2018 |
Информация о профориентационной работе для инвалидов и лиц с ОВЗ
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
В Боханском педагогическом колледже созданы условия для психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Разрабатываются специальные рабочие программы для обучения лиц с ОВЗ согласно индивидуальной программе реабилитации данной категории.
Формы профессионально-ориентационной работы с лицами ОВЗ, реализуемые в колледже:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках;
- экскурсии в организации, профессиональные учебные учреждения;
- встречи со специалистами в разных областях профессиональной деятельности;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
- участие в различных акциях проводимых совместно с учреждениями поселка.
- участие в волонтерской деятельности отряда «Добрынычи»
В целом можно сделать вывод, что профориентационная работа в стенах колледжа с лицами ОВЗ ведется и развивается с каждым годом на достаточном уровне.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова в 2020-2021 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных учебных кабинетах. По мере необходимости, учебные кабинеты будут оборудованы.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, экран, средства усиления звука, интерактивные доски и видео увеличители.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных кабинетах для проведения практических занятий. По мере необходимости, кабинеты для проведения практических занятий будут оборудованы.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, экран, средства усиления звука, интерактивные доски и видеоувеличители.
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека | Иркутская обл. п.Бохан ул. Ленина, 46 | 53,1 | 24 | да |
Библиотека | Иркутская обл. п.Бохан ул. Доржи Банзарова, 8 | 114,5 | 56 | да |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специальных объектах спорта. По мере необходимости, специальные объекты будут оборудованы.
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал | Иркутская обл., п.Бохан, ул. Ленина, 46 | 284,9 | нет | |
Спортивный зал | Иркутская обл. п.Бохан ул. Доржи Банзарова | 753,2 | нет |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в приспособленных средствах обучения и воспитания. При поступлении в колледж на обучение инвалидов или лиц с ОВЗ им будут предоставлены приспособленные средства обучения и воспитания.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, экран, средства усиления звука, интерактивные доски и видео увеличители.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, при наличии данных категорий, обеспечит их участие, независимо от степени выраженности нарушений их развития, во всех воспитательных, спортивно-оздоровительных, досуговых и иных внеурочных мероприятиях. При необходимости может оказываться волонтерская помощь и консультации специалистов.
Возможно предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова ул.Ленина д.46: Вход в здание педагогического колледжа оборудован парковкой и пандусом с перилами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий граждан с ограниченными возможностями. При входе в здание имеется вывеска с названием колледжа, графиком работы, адресом, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также кнопка вызова помощи. Пути движения в здании, в зонах целевого назначения, оснащены тактильными табличками.
ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова ул.Ленина 46: выделенная стоянка автотранспортных средств для инвалидов, доступные входные группы, достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей. При входе в здание имеется вывеска с названием колледжа, графиком работы, адресом, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также кнопка вызова помощи.
- Паспорт доступности
- Результаты обследования на предмет доступности объекта и услуг
- План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности
Специальные условия питания
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Столовая | ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова ул.Ленина 46 | 119 | 80 | нет |
Специальные условия охраны здоровья
Медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает взаимодействие с ОГБУЗ «Боханская РБ».
Документ, содержащий сведения охраны здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Договор №б.н о сотрудничестве от 01.09.2019г.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Сайт ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова (версия для слабовидящих)
- Электронная библиотечная система «Юрайт» (версия для слабовидящих)
- Электронная библиотечная система издательского центра «Академия» (версия для слабовидящих)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости, средства обучения будут приобретены.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, экран, средства усиления звука, интерактивные доски и видео увеличители.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
На территории общежития колледжа (Иркутская область п. Бохан. ул. Доржи Банзарова д.8): имеются парковочные места для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости, возможно обустройство жилых комнат для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В общежитии колледжа жилые помещения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют. По мере необходимости жилые помещения будут приспособлены для лиц с ОВЗ.
Таблица доступности общежития
Состояние доступности | Доступность и обеспеченность для инвалидов | ||||
К(на кресле-коляске) | О (с нарушением опорно- двигательного аппарата) | С (с нарушением зрения) | Г (с нарушениями слуха) | У(с умственной отсталостью) | |
Доступность объекта | ВНД | ДЧ | ВНД | ДЧ | ДП-И |
Доступность услуги | ВНД | ДЧ | ВНД | ДЧ | ДП-И |
Доступность итоговая | ДП-И – Доступно полностью избирательно для всех категорий; ДЧ — Доступен частично для категорий «С»,
«О»; ДУ — Доступен условно для категорий «С»; ВНД — Временно не доступен для категорий «К» |